15.07.2024
Трудотерапия как метод социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната
Инвалиды с психическими расстройствами в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, проживающих в психоневрологических интерната, невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки.
Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность таких инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.
На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем их функции гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.
Одно из самых успешных направлений работы с инвалидами получило название трудотерапия - это терапия повседневными занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования.
Трудотерапия как метод социальной реабилитации имеет следующие возможности:
- коррекция физического и психологического состояния инвалида;
- достижение независимости в повседневной жизни;
- преодоление дезадаптации и успешная социализация в обществе.
Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций.
Если изучить проблемы инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната, то можно эффективнее строить процесс трудотерапии в социальной реабилитации.
Из-за этого возникает и требует решения множество вопросов, связанных с введением и эксплуатацией помещений бытового и досугового характера. Терапия занятостью в условиях психоневрологических интернатов направлена на восстановление утраченных (либо формирование новых) трудовых и коммуникативных навыков, на поддержание или формирование активного образа жизни, поэтому наиболее широко используют хозяйственно-бытовой труд, стимулирующий самообслуживание и неформальные контакты.
Основные составляющие процесса трудотерапии:
1. Учет пожеланий и интересов самого клиента;
2. Требования к труду;
3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы;
4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс;
5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов;
6. Поощрение или вознаграждение за труд;
7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда);
8. Межличностные отношения клиентов;
9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда;
Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.
Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность таких инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.
На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем их функции гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.
Одно из самых успешных направлений работы с инвалидами получило название трудотерапия - это терапия повседневными занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования.
Трудотерапия как метод социальной реабилитации имеет следующие возможности:
- коррекция физического и психологического состояния инвалида;
- достижение независимости в повседневной жизни;
- преодоление дезадаптации и успешная социализация в обществе.
Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций.
Если изучить проблемы инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната, то можно эффективнее строить процесс трудотерапии в социальной реабилитации.
Из-за этого возникает и требует решения множество вопросов, связанных с введением и эксплуатацией помещений бытового и досугового характера. Терапия занятостью в условиях психоневрологических интернатов направлена на восстановление утраченных (либо формирование новых) трудовых и коммуникативных навыков, на поддержание или формирование активного образа жизни, поэтому наиболее широко используют хозяйственно-бытовой труд, стимулирующий самообслуживание и неформальные контакты.
Основные составляющие процесса трудотерапии:
1. Учет пожеланий и интересов самого клиента;
2. Требования к труду;
3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы;
4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс;
5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов;
6. Поощрение или вознаграждение за труд;
7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда);
8. Межличностные отношения клиентов;
9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда;
Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.
